2019-08-28

Управляем по-новому 
Министр просвещения РФ Ольга Васильевна назвала две приоритетные задачи в процессе реформирования системы образования: 
- Довести образовательную систему до уровня топ-10 во всем мире; 
- Создать систему воспитания, охватывающую все подрастающее поколение. 
В числе основных направлений названы: внедрение новых методов обучения; введение новых образовательных технологий, использование цифровых технологий. 
В новом учебном году произойдет передача управления школами на региональный уровень. В прошлом году школы управлялись на трех уровнях: муниципалитетом, региональным и федеральным министерствами. Такой формат снижал эффективность управления и нуждался в реформировании. По инициативе Минобрнауки в 2019 году был запущен пилотный проект в 19 регионах России, который в реальных условиях доказал эффективность управления школ с регионального уровня. Судя по полученным результатам, передача управления на региональный уровень состоится в ближайшее время. 

Единое пространство 
Сегодня достаточно часто можно столк- 
нуться с тем, что перевод ребенка из одного учебного заведения в другое сопряжено с множеством проблем. Учебники существенно отличаются не только в школах, изучающих предмет на разных уровнях, но и в учебных заведениях, работающих по одинаковым программам. В результате, и объем информации, получаемый учениками, и качество подготовки тоже разные. Создание единого образовательного пространства в российских школах должно решить эту проблему. 
Но процесс этот довольно длительный, требующий разработки новых программ и пересмотра образовательных стандартов. 
Взяв за основу лучшие мировые методики, сотрудники Минобрнауки разработали также единую систему воспитания, которая является обязательной и для воспитателей дошкольных учебных заведений, и для учителей школ, гимназий и лицеев. В помощь учителям и воспитателям выпущена методическая литература, разъясняющая новые требования и помогающая грамотно построить воспитательный процесс в детских коллективах. 

В режиме online 
Использование цифровых технологий открывает новые пути к развитию школьников, повышает интерес к обучению, позволяет более красочно оформить урок, при этом уменьшает бумажную волокиту, позволяет детям с ограниченными возможностями заниматься на дому. Реализована эта возможность будет с помощью онлайн-курсов и трансляций уроков. 
Также в Министерстве образования и науки в рамках проекта «Цифровая школа» рассматривается возможность перехода от печатных учебников к удобным цифровым аналогам. Преимущества электронных книг неоспоримы: вместо 
5-7 книг в портфеле будет лежать один электронный гаджет; появится легкий доступ к цифровой библиотеке через сайт школы. Но далеко не каждая семья в состоянии приобрести для ребенка электронный гаджет, непонятно, кто будет нести ответственность за сохранность планшетов и электронных книг учащихся. Беспокоит и влияние таких устройств на здоровье детей. В Министерстве образования сейчас проводятся исследования о воздействии гаджетов на детский организм. 

Культурные нормативы 
С 1 сентября в школьную программу будут введены второй обязательный иностранный язык, предметы по родному языку для каждой нации и культурный проект. Второй иностранный язык школьники будут изучать с пятого класса, первый – с первого класса. 
К программе обучения добавятся предметы «Родной язык», «Родная литература» и «Литературное чтение на родном языке», направленные на расширения кругозора учащихся о национальной культуре. Особую актуальность эти нововведения имеют для представителей малых народов. 
– В рамках нового культурного проекта дети будут посещать концертные залы, выставки, музеи, знакомиться с художественными шедеврами, произведениями литературы, музыки и театральными постановками. После чего школьники будут записывать свои ощущения и эмоции в дневник, – рассказала начальник отдела управления качеством образования при Министерстве образования и науки Лариса Терновая. – Эти мероприятия можно будет посещать виртуально, что является большим плюсом. 
Идея создания культурного проекта принадлежит министру культуры Владимиру Мединскому. Эту программу запустят для тестирования в восьми регионах России: Республике Татарстан, Республике Коми, Ставропольском крае, Тульской области, Ярославской области, Пензенской области, Саратовской области и Новосибирской области. Большое внимание будет уделено привлечению подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, к культуре и спорту. 

Шахматы – обязательно 
Представители Международного шахматного клуба предложили Министерству просвещения добавить шахматы в программу обучения, и с 1 сентября в расписании школьных уроков появится новый предмет, развивающий тактическое мышление, способность продумывать действия на несколько шагов вперед. Эти навыки, несомненно, пригодятся в будущем. А те, кто всерьез заинтересуется шахматами, смогут продолжить свое обучение в шахматных кружках. 
Ранее шахматы экспериментально вводились в образовательную программу московских школьников. Результаты показали, что с появлением этого предмета в расписании возросла успеваемость учеников по другим дисциплинам. 
Специальные учебники по преподаванию шахмат уже готовы к печати, учителя проходят специальное обучение. Обучать шахматам в школах начнут детей с первого класса. Объем учебного курса для первоклассника составит 33 часа. В последующих классах объем занятий увеличится еще на один час. 
Основным нововведением 2019 года может стать третий обязательный для сдачи предмет, которым, скорее всего, станет история, для того, чтобы выпускники школ лучше знали историю своей страны. 
Перечень предметов ЕГЭ по выбору в 2020 году останется прежним.






Обратная связь

Выпуски газеты